четверг, 5 июня 2014 г.

Ольга Громова "Сахарный ребенок"

  Сахарный ребенок. Каковы ваши ассоциации? Всеми любимый, сладенький? Заласканный? Милый и послушный? Я не стану выдавать тайны названия книги. Только в детстве "сахарного ребенка" сладкого было мало, а вот горечи и страданий пришлось хлебнуть достаточно.
  Можно по-разному изучать историю нашей страны. Когда-нибудь мои ученики узнают подробности о страшном времени сталинских репрессий из книг А. Солженицына и В. Шаламова. Книга для подростков Ольги Громовой рассказывает об этой эпохе от лица девочки Эли, которую воспитывали любящие и чуткие родители. Какой же счастливой была эта семья! Все изменилось в один миг: отца арестовали и объявили врагом народа, а мать и дочь стали ЧСИР (членами семьи изменника Родины). Так началось для них хождение по мукам. Холод, голод, болезни, унижения - это далеко не все испытания, через которые им пришлось пройти.
" - Нас продали в рабство, что ли? - спросила я. - Мы теперь рабы?
- Ну что ты, моя хорошая. Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя. Давай я тебе историю расскажу."

И мать рассказывала дочери, избитой охранником лагеря до полусмерти, про Василия Шибанова и декабристов, про Пушкина и Есенина. И читала наизусть стихи, много стихов.
Пела песню на стихи Языкова "Нелюдимо наше море" и объясняла: "...пусть выше вал и глубже бездна, но наша душа - как прямой и крепкий парус, и мы обязательно доплывем."
Я читала это и думала: в жизни каждого отца и каждой матери обязательно наступает такой момент, когда нужно утешить своего ребенка, объяснить ему необъяснимое, внушить мужество и веру в жизнь. И к этому моменту надо готовиться: много читать, знать, уметь и понимать. Чтобы нашлись в нужный момент самые важные слова, способные заставить ребенка расправить плечи и сказать себе: "Я доплыву!"
Я боюсь, вы решили, что книга тяжелая, грустная. Нет! Она очень добрая и светлая. Потому что на пути Эли и ее мамы хороших людей было гораздо больше, чем плохих.
У книги "Сахарный ребенок" удивительная история. Подзаголовок ее гласит: "История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской." Это не художественный прием такой. Книга и в самом деле правдива от первой до последней строчки. Стелла Натановна незадолго до смерти сказала: "Пообещай, что ты это сделаешь." И Ольга Громова сделала это, выполнила свое обещание: книга издана, и мы читаем ее с чувством большой благодарности автору.

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...