среда, 1 июня 2016 г.

Евгений Водолазкин. "Авиатор"

   Вчера названы имена финалистов Национальной премии "Большая книга". Среди них Евгений Водолазкин.
   Роман "Авиатор" ждали с нетерпением. Сюжет его необычен. Главный герой Иннокентий Иванович Платонов приходит в себя на больничной койке. Он не знает, кто он такой и как здесь оказался. Одно за другим приходят воспоминания, которые доктор Гейгер просит записывать. Оказывается, Платонов родился в 1900 году, а в 1932 году, находясь в лагере на Соловках, был подвергнут криоконсервации (глубокому охлаждению). И вот в 1999 году доктору Гейгеру удалось его оживить.
  Первая часть романа - дневник Иннокентия, он не только делится своими личными воспоминаниями, но и свидетельствует о времени, "в которое был помещён первоначально".
Вторая часть - это дневниковые записи трёх героев: Иннокентия, его возлюбленной Насти и доктора Гейгера.
Автору удаётся держать читателя в напряжении от первой страницы до последней. Герой романа назвал бы это фразой. Попробую, не проговариваясь и не выдавая тайн развития событий, эту фразу пояснить.

   Во-первых, в сюжете романа есть детективный элемент. Интрига сохраняется до последних строк.
Во-вторых, притягательная сила и стройность романа создаются присутствием в нём нескольких мотивов, которые, видоизменяясь, наращивая смыслы, формируют представление о героях, времени и пространстве. Так, с самого начала  задан мотив одиночества человека, его островного существования, связанный с Робинзоном, героем любимого романа Платонова.
Робинзон оказался на острове один. "Он теперь в другом времени - с прежним опытом, прежними привычками, ему нужно либо их забыть, либо воссоздать весь утраченный мир, что очень непросто". В подобной ситуации оказался и сам Платонов: "Я лишился своего родного времени..." А в новом времени оказался чужим: "Они смотрят на меня , как на рыбу в аквариуме, в глазах одно любопытство". "Они" - это мы с вами. Платонов смотрит TV и удивляется: "Они там всё время во что-то играют", "собираются отправить кого-то выживать на необитаемый остров... Убогие, у них в жизни не было острова, на котором нужно выжить".
Такой остров, на котором нужно выжить, был у Иннокентия. Это Соловецкий лагерь. Обо всём, что связано с Соловками, автор пишет жёстче и гораздо страшнее, чем Солженицын, Шаламов, Прилепин. Земля Робинзона была благословенна, а эта - проклята. "Те, что создавали соловецкий ад, лишили людей человеческого, а Робинзон - он ведь наоборот, очеловечил всю окружающую природу... они разрушали всякую память о цивилизации, а он из ничего цивилизацию создавал. По памяти". Остров Анзер, где находилась Лаборатория по замораживанию и регенерации - сокращенно  Лазарь... Остров "джульетт", куда насильники отправляли умирать  женщин... И совсем другой остров - бесконечно любимый Петербург, гармония которого противостоит в сознании героя хаосу.
  С мотивом острова тесно связан мотив памяти. Иннокентий Платонов свидетельствует о том, чего нельзя забывать. "Может, как раз для того я воскрешён, чтобы все мы ещё раз поняли, что с нами произошло в те страшные годы, когда я жил". Однако "лютые воспоминания" в его дневнике не самое важное. Он пишет главным образом о том,"что не занимает места в истории, но остаётся в сердце навсегда". Каким запомнился ему день октябрьского переворота? "Я вышел куда-то, забыв шарф, и снежинки таяли у меня на шее".  В чём он видит разницу между тем временем и этим? "... Тогда даже звуки были другие... цоканье копыт, клаксоны, ... старьёвщики кричали, лудильщики, молочницы..." И ни один репортёр так и не сумел вывести его на "исторические" темы. Потому что память о том, что "осуществляется поверх истории": крыжовник у изгороди, скрип калитки, первый стук дождя, мягкие, как шёлк волосы любимой - это "единственное, что стоит упоминания". Об остальном можно прочесть в учебниках истории.
  Мотивы воскресения и покаяния, вины и милости к падшим, личной ответственности человека перед историей, смерти и бессмертия создают подтекст романа, позволяют понять авторский замысел.
А в названии "Авиатор" выражена символика основного мотива романа.
Платонов в детстве мечтал стать брандмейстером, дирижёром. Но главная его страсть - аэропланы, небо. Авиатор - прекрасное слово. "Его звучание соединяло в себе красоту полёта и рёв мотора, свободу и мощь".
  Силы художника не беспредельны. Пусть каждый опишет небольшую частичку этого мира.
... - Хотя почему, собственно, небольшую? Всегда ведь найдётся тот, чей обзор достаточно широк.
 - Например?
- Например, авиатор".
Герой романа никогда не летал на аэроплане. (На самолёте летал, в качестве пассажира.)
Но он на самом деле авиатор, потому что сумел подняться над целой эпохой и объять то, что мало кому доступно.
 И сам Евгений Водолазкин тоже авиатор, потому что ему доступны сила и мощь слова, потому что обзор его широк и ему есть что сказать людям. Потому что его трагический роман всё же оптимистичен и создаёт ощущение полёта, внушает веру в то, что лучшее впереди.
Только надо помнить один важный завет: "Иди бестрепетно!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...